Бизнес-план — это документ, включающий описание и расчет проекта, пошаговые действия для его реализации и сроки. Бизнес-план нужен, чтобы зафиксировать стратегию развития, определить возможные риски, рассчитать доходы и расходы.
По-хорошему, любой бизнес следует начинать с составления бизнес-плана. Этот документ позволяет детально продумать работу будущего предприятия и сразу понять, стоит ли его запускать.
Если по итогам составления бизнес-плана удалось убедиться, что проект потенциально прибылен, и сложилось понимание, сколько понадобится средств на его запуск и где их взять, можно регистрировать бизнес.
Бизнес-план, полученный от компании, также используют для принятия решений:
Если в рамках действующего бизнеса запускают новое направление, бизнес-план составляют отдельно для него.
- инвесторы — при переговорах о сделках купли-продажи компании;
- представители государственных учреждений — для выдачи субсидий из госбюджета;
- банки — при выдаче крупных кредитов.
Если в рамках действующего бизнеса запускают новое направление, бизнес-план составляют отдельно для него.
В бизнес-план входят основные разделы:
- О компании. Здесь содержится информация об организационно-правовой форме, владельцах, месторасположении, материально-технической базе, финансовых показателях.
- Анализ рынка. В этом разделе приводятся данные об отрасли, включая информацию о тенденциях, конкурентах.
- Продукт, бизнес-модель. Здесь описывают, какой продукт производит компания, его характеристики, свойства.
- План производства. В разделе излагают условия производства, объемы, информацию об оборудовании, себестоимости продукции, особенности логистики, дают прогноз цен на сырье и материалы.
- Структура организации. Важно отразить иерархию, состав команды, ее сильные и слабые стороны, зоны ответственности, затраты на заработную плату.
- Стратегия продвижения и маркетинга. Здесь представляют целевую аудиторию и ее платежеспособность, конкурентные преимущества товара, особенности ценообразования, планы маркетинговых мероприятий, бюджет на рекламу.
- Стратегия продаж. В этом разделе важно отразить рыночную ситуацию: число клиентов, затраты и доход, воронку продаж, потенциальную прибыль от реализации каждого вида товара.
- Финансовый план. Показывают источники финансирования, график платежей, все виды издержек, анализ движения денежных средств, рентабельность инвестиций, выход на окупаемость.
- Риски. В разделе описываются возможные риски, алгоритм действий в случае наступления негативного сценария.
В том случае, если бизнеса еще нет, в каждый раздел бизнес-плана вносят те же данные, но прогнозируемые, основанные на анализе рынка и конкурентов. Просчитать будущие финансовые показатели проекта позволяет финансовая модель.
Бизнес-план дополнительно включает:
Бизнес-план должен подчиняться единой структуре, иметь возможность внесения корректировок по мере изменения ситуация на рынке или в компании.
- содержание с указанием разделов, страниц;
- резюме — саммари разделов с основными бизнес-показателями;
- титульный лист, содержащий логотип, фирменный стиль и дизайн, слоган, контакты, дату начала проекта, имя автора;
- графики, таблицы, фотографии, отчеты и другие данные, подтверждающие изложенную информацию.
Бизнес-план должен подчиняться единой структуре, иметь возможность внесения корректировок по мере изменения ситуация на рынке или в компании.